Не все знают, что люстры для Национальной библиотеки, Дворца Независимости или Национального академического Большого театра оперы и балета выпускают в Лиде. ЗАО «Каскад» является практически единственным в республике изготовителем светотехнических изделий, выполняемых по индивидуальным проектам.
Монтаж люстры Универсального зала во Дворце независимости
На данном рынке предприятие уже 20 лет. Уникальные светильники «Каскада» украшают общественные, исторические, правительственные, культовые здания, Дома культуры, музеи, театры, банки, гостиницы, санатории в Беларуси и за ее пределами. В последнее время на предприятии также изготовлено немало изделий, которыми коллектив вправе гордиться. Об этом у нас состоялась беседа с заместителем директора ЗАО «Каскад» Сергеем Герасимовичем.
– Согласно официальной информации предприятия, за два десятилетия светотехникой производства ЗАО «Каскад» были оснащены более 300 крупных объектов. Какие из них, Сергей Николаевич, Вы назвали бы в первую очередь?
– Это Национальная библиотека Республики Беларусь, Дворец Независимости, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Национальный академический театр имени Янки Купалы, дворцово-парковый ансамбль 16-18 веков в Несвиже, здание павильона Беларуси на территории Всероссийского выставочного центра (ранее – ВДНХ), Белорусский государственный цирк… Этот список можно продолжать.
– Тогда давайте дополним его наиболее значимыми объектами, на которых «Каскад» реализовал свои проекты в последнее время.
– В первую очередь следует назвать (хоть я уже упомянул его выше) недавно построенный Дворец Независимости в Минске, в котором в октябре проводился саммит глав государств СНГ. Наряду с другими белорусскими предприятиями, участвующими в строительстве, мы выполнили колоссальный объем работ. Причем попробовали свои силы не только на уже известной нам стезе – люстрах, – но и в области совершенно новой для нас. Речь идет о декоративных ограждениях как снаружи Дворца Независимости, так и внутри здания. В обоих случаях использовались сложные технологии художественного литья, было разработано более сотни моделей различных декоративных деталей. И, надо сказать, нашу работу оценили не только архитекторы, привычные к профессиональным изыскам. А большие парадные люстры «Каскада» теперь часто появляются на экранах телевизоров, когда из Дворца Независимости ведутся репортажи об официальных мероприятиях и совещаниях на высшем государственном уровне.
Люстра в Зале верительных грамот во Дворце независимости
Есть и менее масштабные объекты, но они также составляют нашу особую гордость. Например, уникальный памятник русского зодчества 17 века – Надвратная Входоиерусалимская церковь в городе Истра Московской области. Для этой церкви мы изготовили паникадило – большую церковную люстру. Конкуренты у нас были серьезные: литейные школы Москвы и Санкт-Петербурга очень богаты традициями. Но мы смогли предложить наиболее точное по своей стилистике художественное решение. Вообще, задача была не из простых. Нашим художникам пришлось совершить не одну командировку в Истру со скульптурными моделями, прежде чем окончательный вариант был утвержден художественным советом, в состав которого входили и профессора Московской художественной академии, и известнейшие российские реставраторы, и представители Русской православной церкви.
Из недавних объектов, на которых использована светотехника ЗАО «Каскад», также – железнодорожный вокзал станции Брест-Центральный. Это – известный памятник архитектуры Беларуси, он занесен в свод памятников ЮНЕСКО. С 2008 года вокзал был на реконструкции. Сейчас работы практически завершены, в настоящее время полным ходом идет подготовка западных ворот страны к приему гостей на Чемпионат мира по хоккею. Немалую роль в создании праздничной атмосферы и уюта в здании вокзала – от зала ожидания до билетных касс и комнат отдыха – сыграют и наши светильники.
– В 2012 году на «Каскаде» для административного комплекса в Минске была изготовлена люстра диаметром 8 метров и высотой 3 метра. В «Книге рекордов Лидчины» о ней была помещена заметка «Самая большая люстра». Но, может, этот рекорд на вашем предприятии уже побит?
– Считаю, что настоящим украшением Универсального зала во Дворце Независимости стала изготовленная на «Каскаде» овальная люстра – очень сложная по своему техническому исполнению форма для хрустального светильника. Вес этой люстры – около 2 тонн, высота – 2,3 метра, а длина большей оси составляет 9 метров. Насколько нам известно, это пока единственная в мировой практике светотехники люстра такой формы с похожими габаритами.
– Ваши люстры способны поражать не только размерами…
– Стоило бы упомянуть наши работы в области реставрации и воссоздания светильников по сохранившимся литографиям, рисункам, чертежам и фотографиям. Это отдельная сфера деятельности, требующая знаний в области искусства и архитектуры, особых технологий обработки металла и стекла, применявшихся в прошлом. Как наиболее яркий пример воплощения этой работы – светильники для Несвижского замка. Сегодня в стенах замка находятся около 700 изготовленных на «Каскаде» различных по своему исполнению светильников, отражающих разные исторические эпохи. Туристы очень любят фотографироваться на фоне наших люстр.
– Какие материалы обычно используются для светильников?
– Для нас очень важно, чтобы исходные материалы и комплектующие отвечали всем стандартам. Мы принципиально используем классические для светотехники материалы: латунь, бронзу, нержавеющую сталь и (в меньшей степени) алюминий и его сплавы. Иначе и быть не может, так как срок эксплуатации наших изделий, например, в театрах или дворцовых комплексах должен составлять не один десяток лет.
– А тендеры выигрывать сложно?
– Любой тендер требует серьезной подготовки. Поэтому случайности мы стараемся свести к нулю. По своим качественным характеристикам наши изделия ничем не уступают лучшим образцам европейской светотехники. Хотя, с моей точки зрения, проведение тендера для изготовления эксклюзивной люстры – это примерно то же самое, что объявить тендер на картину, книгу, фильм… В искусствоведческой практике люстры относят к предметам декоративно-прикладного искусства. А искусство нельзя загонять в рамки инструкций.